Линор Горалик
АНТРЕСОЛИ ПАМЯТИ: ВОСПОМИНАНИЯ О КОСТЮМЕ 1990-ГО ГОДА
В последний день ноября 1989 годая улетала из аэропорта «Шереметьево-2», где у моих родителей навсегда отобралисоветские паспорта, в настоящем джинсовом комбинезоне, надетом поверх связанногомамой свитера с рукавами «летучая мышь», и в немыслимых, ненавистных зимнихсапогах-«дутиках», -- на два размера больше, чем мне нужно, потому что ониперешли мне по наследству от сына друзей друзей родителей. Наши чемоданыстарательно и брезгливо шмонали, и один шмонатель сказал другому: «Хрена себе уних какие шмотки!» Шмотки у нас были – купленные на рынках у цыган, поляков,кооперативщиков, поддельщиков, -- «набор отъезжающего», который ни при какихобстоятельствах не носили перед отъездом: лучшее, с муками добытое,предназначенное для новой жизни там,-- и выброшенное через полгода, потому что даже чистенькие поношенные вещи издаримых нам безымянных пакетов с помощью эмигрантам оказались в сто раз лучшевсего этого бесценного, втридорога купленного богатства, по диковатостикоторого «русских» можно было углядеть за три километра на протяжении нескольких лет. Впрочем, несколько лет этивещи, к счастью, не выдерживали. 1 января 1990-го года мне пришло письмо изДнепропетровска от одноклассника: «Как ты? Уже освоилась? Можешь узнать,сколько стоит кожаная куртка?». Это была совершенно понятная и совершенноуместная последовательность вопросов: меня тоже интересовало, сколько стоиткожаная куртка.
Когда я началарасспрашивать знакомых (а затем и незнакомых) людей о том, что носили в 1990-мгоду, мне немедленно стало ясно, что дискурс памяти здесь оказывается многоинтереснее дискурса фактов. Восстановление точной датировки в вопросе появлениялеггинсов на территории позднего СССР может быть полезным и занимательным дляисторика, занимающегося вопросами того, как мировые модные тенденциипросачивались сквозь дыры в ржавеющем железном занавесе (кстати, в опросеучаствовала дама, утверждающая, что она была первым человеком, надевшимлеггинсы «по эту сторону [железного] занавеса»). Но для восстановления общейкартины 1990 года мне кажется куда более интересным рассмотреть другие вопросы:каким тогдашний костюм предстает сегодня в памяти тех, кто его носил? Где ипочему память, в ходе разговора на эту тему, «схлопывает» даты и подменяет однипонятия и факты другими? В каких терминах люди описывают одежду того времени?Какие эмоции вызывает сама эта тема? Как в 1990 году изменились вестиментарныекоды – и как они изменились с тех пор? Оговорю заранее, что далее в тексте ябуду опускать слова «по воспоминаниям моих респондентов», «в описанииучастников опроса» там, где речь идет о сухих фактах (в основном – о точнойдате появления в тех или иных регионах тех или иных конкретных элементовкостюма).
Нижеследующийтекст есть описание реконструированного мира, и факт того, что этот мир именнореконструированный, ретроспективно исследованный, важен и принципиален:смещения и «схлопывания», подмены и контаминации оказываются главнымиэлементами этого мира, его весомыми составляющими, из которых можно делатьвыводы куда более интересные, чем из подлинных фактов истории. Аналогичноеявление характерно для работы психоаналитика: «что запомнилось» и «какзапомнилось» зачастую оказывается важнее того, что происходило в жизни пациентана самом деле. Один из ста пятидесяти с лишним участников опроса писал вследсобственным ответам на мое интервью: «Внезапноя понял, что часть того, что я рассказал, относится к году, наверное, 89-му, ачто-то и позже происходило, но почему-то склеилось в один пельмень». Самфакт возникновения этой агломерации-«пельменя» крайне интересен: теманедифференцируемости 1990-го года в вопросах о костюме (в отличии отпроверочных вопросов о, скажем, заработках или политике, на которые респондентычасто отвечают довольно точно) всплывает примерно в каждом десятом интервью --вплоть до радикальных утверждений наподобие: «мои впечатления от того времени и примерно до1998--99 годов, что вообще никакой особой моды не было». Обратнаясторона этого явления – очень точные ответы, твердо разделяющие 1990-й год игоды последующие и предыдущие, обычно построены на привязке событий личнойжизни к периоду обладания тем или иным конкретным элементом гардероба (тема«отдельного предмета гардероба» сама по себе является принципиальной ирассматривается ниже довольно подробно).
Этот текстпостроен на материале более чем полутора сотен интервью, частью (около сорока)– устных, в большинстве своем – письменных, полученных в результате проведенияподробных опросов online
Двойственнаяэмоциональная окраска большинства услышанных мной воспоминаний крайнехарактерна (это, вероятно, будет прослежено и в других материалах данногономера) для воспоминаний о 1990 годе в целом: в этих нарративах, за редкимиисключениями, нет ни однозначной ностальгии, ни однозначного неприятия: «
«ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ РАССЕЕМСЯ ПО ЛИЦУ ВСЕЯ ЗЕМЛИ»: ЯЗЫККОСТЮМА В 1990-М ГОДУ
Отталкиваясь от общепринятого втеории костюма подхода к наряду (outfit) индивидуума как к высказыванию, которое интерпретируетсядругими в рамках «языка костюма», общего для всех представителей данного срезасоциума (с очевидными оговорками касательно социального слоя, географическойобщности и ряда других параметров), можно говорить о том, что самым ярким событиемв языке костюма 1990-го года оказывается эффект «вавилонской башни», возникшийпочти на всем позднесоветском пространстве.
Этот эффектвозник, в первую очередь, по причине нарушения логики и временнóго циклабытования одежды на всех социальных уровнях. Во-первых, традиционный дляСоветского Союза дефицит и связанные с ним практики ношения и приобретенияодежды в конце 1980-х -- начале 1990-х годов приобрели крайние формы. Врезультате люди практически потеряли возможность следовать принятым и допустимымв той или иной среде вестиментарным нормам, совершать привычное «высказывание»на языке костюма. Во-вторых, новые источники приобретения одежды (например,увеличение числа тех, кто совершал поездки за границу) и новые ориентиры в моде(иностранные фильмы и телесериалы, распространившиеся в СССР западные каталогиготовой одежды – такие, как «Otto»и «Neckermann», -- иодежда тех же «выездных») привнесли в язык позднесоветского костюмапринципиально новые средства выражения, которые часто фетишизировались иподвергались непредсказуемому переосмыслению по сравнению с исходной средойбытования. Эти «знаки новой одежды» были редки, им приписывалась особенновысокое значение.
В-четвертых,стремление к свободе, ксамостоятельному высказыванию в костюме (к этому, как и к любому проявлениюнонконформизма, в советские годы относились крайне настороженно) привело в конце 1980-х годов многих людей кпроявлению индивидуальности в одежде, зачастую – подчеркнутому, дажевызывающему.
Все этипричины в совокупности привели к распаду общего «языкового» пространствакостюма – а за этим у многих людей сформировались недоверие к любымвестиментарным кодам, общая неуверенность в том, что они адекватно считывают«высказывания» в одежде, совершаемые окружающими людьми, и страх перед тем, чтоокружающие не поймут их собственные «высказывания» (зачастую остро неустраивающие самих «носителей» вестиментарных кодов в силу ограниченностидоступных выразительных средств – и ограниченности средств финансовых).
Мне не удалосьнайти более или менее подробных описаний того, как конкретно решали «проблемыкоммуникации» незадачливые строители этой семиотической «вавилонской башни», и,главное, как восстанавливалось взаимное понимание в первичный период исчезновенияобщего языка. Исчезновение же единого вестиментарного кода на позднесоветскомпространстве запустило долгосрочный (в некоторых аспектах -- незавершенный и посей день) процесс создания принципиально нового языка. Однако первое время – вкачестве реакции на распад – был быстро, но конвульсивно, с заметнымисоциальными усилиями выработан необходимый для переходного времени«новояз», в некоторых отношениях оченьредуцированный по сравнению с советскими временами, а в других, напротив,намного более богатый значениями.
Одним изметодов сохранения коммуникаций в нарушенном языке костюма стала остраязависимость от немногих сохранившихся общих «слов», выдвижение их на первыйплан, обострение и расширение их смысла. Например, таким важнейшим «словом»стало понятие «вкуса» (чаще всего воспоминание респондентов о том, как в 1990году в сознании людей активизировалась идея «вкуса», сопровождается тем, что исамо слово «вкус» становится в ответах максимально «нагруженным»). Параметр«вкуса» можно было сохранить в костюме даже при крайней бедности и чудовищномдефиците. «Вкус в одежде» считывался как общее «послание», был сравнительноуниверсален и мог защитить от агрессии «новояза» тех, у кого не быловозможности следовать моде. Он же был и способом самоограничения для тех, ктоимел возможность пользоваться новыми выразительными средствами, но не понимал,как применять их на практике: «Ангорскиепушистые свитера с люрексом и стразами на груди, которые были тогда простописком и шиком, у нас дома считались моветоном»; «…
Помимопривязанности к немногим сохранившим свои смыслы «словам» и «высказываниям» вкостюме, в качестве метода сохранения коммуникаций нередко использовалосьужесточение используемого языка одежды, создание нерушимого, пусть инебольшого, пространства смыслов, внутри которого высказывания оставалисьпонятными и легко интерпретируемыми. Естественно, такое пространство моглоискусственно поддерживаться в основном внутри малых групп: «
Интереснымаспектом общей костюмной дискоммуникации стала зависть, которую респонденты, поих воспоминаниям, испытывали к группам, тем или иным образом выработавшим общийязык в одежде раньше или успешнее других. Безусловными лидерами на этом путибыли именно представители субкультур, тогда называвшиеся в официальной речи«неформалами». В особенно выгодном положении оказались те, кто имел возможностьнаследования или заимствования кода у групп, существовавших до распада общегоязыка. Например, новая волна молодых хиппи, возникшая на позднесоветскойтерритории, получила щедрое, прекрасно структурированное наследство первойволны хиппи, так называемой Системы, панки и «металлисты» заимствовали языканалогичных западных движений. Даже «гопники» находились отнюдь не в пустом семиотическомпространстве: они воспроизводили в своей одежде устоявшийся язык рабочихрайонов
Из-за распада общего языкакостюма к этой «глухоте» (то есть к неспособности правильно интерпретироватьчужой костюм как «высказывание») прибавилась и «немота», невозможностьсконструировать внятное «высказывание» из доступных средств, создать понятныйдругим костюм, -- поскольку семантическое пространство многих новых предметоводежды оказывалось смещенным или не вполне определимым: «
Языковые нарушения в костюме 1990года и его хронологических «окрестностей» касались не только непосредственно«высказываний», то есть построения и понимания индивидуального костюма, но ицелых «языковых модальностей», то есть о типах костюма; хорошим примером здесь,видимо, может послужить смутность и искаженность представлений о парадном,«выходном» костюме. Во все времена (и по сей день) парадный костюм обладалудивительной дуальностью свойств, одновременно сохраняя архаическую,традиционную ноту в одежде (что часто свойственно официальному языку в целом),и в то же время демонстрируя наиболее ярким способом представления носителякостюма о «самой лучшей», «самой модной» одежде
Нам мало известно о том, какстроители вавилонской башни воспринимали постигшую их разноголосицу, но жителипозднесоветского пространства, насколько можно судить по проведенным мнойинтервью, воспринимали поразительную эклектичность тогдашнего костюма судивительными терпением и стоицизмом. Как сформулировал один из участниковопроса, «не было представления, чтоэта дикость безвкусна; вообще [было] спокойное отношение к мешанине».Другой участник останавливается на этом же эффекте подробнее: «
Общепринятый взгляд на 1990-й годкак на год стремительного распада советских социальных практик, год отказа отнарабатывавшихся десятилетиями навыков и разрушения устоявшихся методов ведениябыта и решения повседневных проблем -- входит в поразительное противоречие стем, что происходило в этот момент в области костюма. Классическое представлениео том, что платье способно поразительным образом «консервировать» черты былыхэпох и отживших социальных установок, воплотилось в вестиментарных привычках1990-го в максимальной степени. Этот год в области костюма оказываетсяапофеозом советских практик, моментом напряжения всех сил и демонстрации всехумений, приобретенных в сфере добывания и ношения одежды в период советскойвласти.
Опытсоветского «дефицита» (который на фоне окончательного опустения магазинов в1990 году начал казаться многим чем-то вроде ограниченного изобилия) оказалсястартовой площадкой для развитиявыдумки, на которую «голь» оказывается особенно «хитра» именно в тяжелыевремена. Если в предыдущие годы те, кто не умел «доставать» одежду илисоздавать ее самостоятельно, мог одеваться– пусть плохо, пусть скучно, пусть социально-презренно, но все-таки одеваться –в советских магазинах, то в 1990 году эта возможность почти исчезла: дляобладания минимальным набором одежды, не говоря уже об одежде модной, новой иликачественной, каждый из опрошенных должен был прилагать нетривиальные изначительные усилия.
На вопрос отом, откуда, собственно, в 1990 году бралась новая одежда (в вопросеуточнялось: «…не обязательно “свежекупленная”, -- просто то, что можно былонадеть на себя сегодня и чем ты еще вчера не обладал»), по крайней мере десятьпроцентов респондентов дали ответы, указывающее на случайность и неочевидностьисточников приобретения новых элементов костюма: «Не знаю», «Не представляю себе», «Не могу даже вообразить», «Покупкиновых вещей в этот период я не помню», наконец -- исчерпывающее:
семейный; советская практикаобмена вещами между сестрами, матерью и дочерью, отцом и сыном достигла пика. «
Еще одна, совсем ужспецифически-советская практика в 1990 году стала особенно неизбежной дляприобретения новой одежды: это регламентированное распределение, зачастуюосуществлявшегося по крайне своеобразным алгоритмам, сформировавшимся в1960—1970-е годы и изображенным, например, в фильме Э. Рязанова «Гараж»
В 1970—80-егоды для многих людей по разным причинам участие в неофициальных схемахраспределения (проще говоря, к покупкам по блату) было зазорным или казалосьслишком сложным: надо было искать «нужных» людей, затем просить их… В 1990 годупокупка по блату перестала считаться зазорной (иначе все равно ничего купитьбыло нельзя), и люди, раньше уклонявшиеся от участия в подобной деятельности,теперь стали прилагать большие усилия для того, чтобы включиться вразнообразные «серые» схемы покупок -- например, на «закрытой» распродаже в«Детском мире». Участие в неофициальном распределении сделалось необходимостью,потому что оно стало нужно для решения насущных будничных проблем, а не длясамоценной погони «за тряпками».
В ситуациираспада системы экономических связей схемы распределения в 1990 году оказалисьважны как никогда прежде. Предметы одежды больше не воспринимались какпредназначенные для определенной социальной группы. Из пространства смысловодежды окончательно выпали все понятия объединения по социальному признаку, понятиясоциальной самоидентификации хозяина – кроме, как уже сказано выше, молодежныхсубкультур.
Та жетенденция укрепления и обострения значимости коснулась еще одной важнейшейсоветской практики обретения костюма, -- хэнд-мейдинга, самостоятельного созданияили изменения предметов одежды
В 1990 годубыло невозможно купить не только одежду, но и ткани, поэтому и их респондентыдобывали с большими усилиями. Более того, изменилось отношение к темматериалам, из которых в принципе могла быть сделана одежда:
«
Всегда высоко котировавшееся вСоветском Союзе знание (пользуясь шуточным выражением тех лет) «рыбных мест»,то есть обычных магазинов, не известных широким массам и все же позволяющимкупить более или менее качественную одежду, к 1990 году, по воспоминаниям опрошенных,стало восприниматься как бесценное. Понятие «рыбности», правда, к этому временисильно расширилось, включив в себя места, где можно купить любую, хотькакую-нибудь вещь, пригодную для носки: «Якупил себе рабочие турецкие ботинки толстой, чуть не чемоданной кожи. Настройке купил. Такие дела…»; «…белые маскировочные костюмы, купленные вмагазине “Охотник”»; «…у нас была очень стильная девушка, так вот она купила ввоенторге сапоги и плащ-палатку…» Один из опрошенных сообщил, чтов армии, в свою очередь, новые гражданские вещи покупали у новобранцев. Заэлегантными вещами москвичи ходили в художественные салоны, в том годусмягчившие условия приема вещей на реализацию, и в Измайлово, -- и там, и тамможно было приобрести работы разного рода умельцев. В регионах еще доживалисвой век остатки «Березок», а по мере их умирания новый смысл приобреталикомиссионки, -- «работать» с этими магазинами в 1990 году научились даже те,кто еще за пару лет до этого брезговал и теми, и другими заведениями.
Из воспоминаний участников опросавозникает четкая картина того, что одежду было невозможно купить нигде – и темне менее спорадически, непредсказуемо ее приобрести можно было где угодно.Советские фарцовщики и «спекулянтки» (по сути, выполнявшие ту же работу) потихонькупереходили от полуподпольной торговли «с рук», то есть в индивидуальномпорядке, и от практики торговли на дому, при которой клиент мог рыться вразвалах многократно перемеренных тряпок, к организации стихийных блошиныхрынков. Торговцы стали собираться на определенных территориях, причемтерритории эти множились, расширялись и переставали быть подпольными. Некоторыеиз стихийно сформировавшихся в ту пору вещевых рынков стали вполне«официальными», организованными и действуют до сих пор (например, вокругбольших стадионов в Москве), по-прежнему обеспечивая людей дешевыми носильнымивещами. Впрочем, как заметил один из корреспондентов, «тогда вообще все со всеми торговали понемножку». Вещь втот год потеряла не только заранее известное назначение, фиксированную форму,постоянный смысл и предопределенный жизненный цикл, -- она потеряла средуобитания. Теперь она была бродяжкой, для которой гардероб хозяина не становилсяпоследним пристанищем: хозяин в любой момент мог передать или перепродать ее.
Тонкий вещевой«ручеек», просачивавшийся на советскую территорию из-под железного занавеса, в1990 году окреп и расширился по мере того, как занавес поднимался: всего, чтобыло связано с «индивидуальным импортом», стало больше, значение любыхимпортных вещей на общем сером фоне обострилось донельзя; здесь вновь практика,бытовавшая в советские времена, поразительно окрепла на фоне общего распадатаких практик в других областях. В частности, страны Прибалтики, в советскиевремена служившие источником «приличных» вещей, теперь стали местом, кудапостоянно ездили позднесоветские «челноки». Вещи из Прибалтики котировалисьниже импортных, но, насколько можно судить, выше сделанных в России:
Усиление и«обострение» советских практик приобретения одежды в 1990 году
ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НЕЗНАЧИМОЕ:СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ КОСТЮМА В 1990 ГОДУ
Среди ответов, присланных мне респондентами, были два,полностью характеризующих ситуацию с воспоминаниями о социальном значениикостюма в 1990-м: «Одежда говорила очеловеке почти все»; «Одежда ничего не говорила ни о ком». Поразительнымобразом, в восстановленной по воспоминаниям картине года эти два ответасовершенно не кажутся противоречивыми; не имеют они и отношения к разномупониманию заданного вопроса. Они указывают на разницу в оптике, с помощьюкоторой те, кто дал эти ответы, рассматривают окончательно сформировавшийся в1990 году остро дуальный подход к одежде в качестве средства коммуникации: еелибо не замечали, интуитивно понимая, что язык одежды нарушен, и исключаякостюмное высказывание из общей семантики внешнего облика человека, -- или,наоборот, рассматривали очень внимательно, пытаясь, как уже говорилось ранее,уловить остатки понятных «слов» сквозь раздражающие шумы.
Наряду с другими рассматривавшимися «словами»,сохранившимся и понятным качеством в языке костюма оказалась «успешность», --и, как и многие другие «слова одежды» в тот момент, она приобрело расширенный иутрированный смысл. Dressing
Многие из респондентов явно очень остро чувствовали в 1990году эту составляющую одежды как едва ли не единственного верифицируемогомаркера успеха: «Одежда казалась непросто вещью, частью имиджа -- а самой ценностью жизни… <…> А еёполнейшее отсутствие в свободной продаже будоражило, заставляло охотиться нашмотки и радоваться удачным операциям по их захвату». Эта темагордости по поводу возможности приобрести и носить сколько-нибудь достойнуюодежду появляется постоянно, подчеркивая не только значение одежды как символа«успешности», но и ее значение в сохранении индивидуальности, права на выборобраза «я» (о чем речь подробно пойдет позже): «В то лето “выбрасывали” в разных местах, я эти места выучила и, еслине соврать, две недели ездила по магазинам каждый день»; «Горжусь тем, что ниразу, ни разу не надела ужасных советских панталон». Начатьносить «советские панталоны» означало не просто перейти на некрасивое инеудобное белье – это означало капитулировать, расписаться в собственнойнеуспешности[11].
Два наиболеезаметных параметра, по которым участники опроса говорят об одежде 1990 года какоб «очень важной» или об «абсолютно неважной» -- это возраст и материальноеположение респондента в описываемый момент времени. Возраст в данной ситуациииграет совершенно особую роль: молодежь традиционно придает особое значение построению собственного имиджа исоответствию нормам своей социальной группы, а в переходном 1990 году к этому прибавилсяэффект «чистого листа». Носить было нечего – но зато носить можно было все, чтоугодно. Особенно остро это переживалось в процессе постепенной отмены школьнойформы. Поэтому многие мои корреспонденты из младших возрастных групп описываютсвою одежду 1990 года со смесью восторга и ужаса: «…криво-косо пошитое, но какое-то “свое”. Господи, что за кошмар мыносили! Но зато как было весело!». Внезапная свобода в возможностивыбора одежды и исчезновение нормативов оказались настолько сладкими для молодежи,что молодые люди часто готовы были простить окружающему миру даже унизительнуюнищету. Представители же старшего поколения, начиная с тех, кому в 1990 годубыло больше двадцати лет, куда менее единодушны в выражении веселья; особенноэто касалось тех, на ком лежала ответственность за детей или за родителей. Вэтих случаях часто было не до имиджа: невозможность достать теплую детскуюкуртку или теплые ботинки вызывали у опрошенных брезгливость и отчаяние.
Влияниеже материального положения, в котором участники опроса находились в том жегоду, оказывается менее однозначным. С одной стороны, были люди, безусловнодовольные своим костюмом в силу возможности доставать качественные и модныевещи: «…мама [--] бывшая спекулянтка <…> Наша семья в основном общаласьс людьми своего круга. Т.е. опять же все были одеты из Березки. <…> Все очем мечтала, да и мечтаю, всегда становится реальностью»; «…мечта нерасходилась с реальностью; ощущала себя самой красивой, мне завидовали» (папареспондентки регулярно привозил вещи из-за границы). С другой стороны,далеко не всегда те, у кого были деньги и кто мог позволить себе покупать вещиу спекулянтов, пользоваться магазинами наподобие «Березок» или даже выезжать заграницу, поминают свой костюм образца 1990 года добрым словом. Дело тут не вэстетических критериях, а все в той же необходимости добывать, выискивать,почти всегда соглашаться на вещь не потому, что она нравится, а потому, что ееможно приобрести. Кроме того, в отличие от линейного понятия возраста,нелинейное понятие «материальной обеспеченности» в 1990 году стало особозыбким: появились как люди, потерявшие источники дохода, так и те, кто впервыев жизни неожиданно приобрел деньги, превышающие прожиточный минимум, и мог позволитьсебе тратить их на одежду. К этой категории относились ранниепредприниматели-кооперативщики и полузаконные предприниматели всех сортов, атакже представители некоторых профессий, которым открытие «железного занавеса»дало шансы на новую жизнь: так, одна из участниц опроса, художница, пишет: «
Сложный язык моды всегда требовал от своих носителей соблюдения определенныхправил унификации и в то же время определенных правил разнообразия в костюме – подобно тому, как язык,используемый при вербальных коммуникациях, для нормального своего бытованиятребует одновременно единства смыслового пространства и в то же время гибкостииспользования, обеспечивающей ему возможность приспосабливаться и выживать впостоянно меняющейся реальности.
Для того,чтобы оценить процессы, связанные с проблемами унификации и разнообразиякостюма в 1990 году, мне придется обсудить некоторые аспекты бытования костюмав советском пространстве в целом, -- здесь проблемы однообразия/разнообразиявсегда стояли особенно остро. Однообразие в одежде советских граждан,поражавшее иностранцев, было вызвано не только пресловутым дефицитом и схожестьювсех продуктов советской текстильной промышленности, но и социальными аспектамибытования костюма, -- в частности, чрезвычайной ригидностью советскихдресс-кодов, почти не допускавших индивидуального подхода к повседневному (азачастую и к выходному) костюму. Кроме того, необходимо помнить, что всоветском пространстве костюм человека был индикатором не только и не столькоего личных вкусов и даже социального статуса, сколько его благонадежностивнутри действующей государственной системы. Длина подола, ширина штанин, формастрижки, цвет помады имели не индивидуальное и даже не социальное, нополитическое значение. Борьба с нарушением дресс-кодов советской повседневностибыла не только идеологической, но и буквальной: разрезание «дудочек» инасильственное обрезание длинных волос хиппи в отделениях милиции являютсясверхбуквальной иллюстрацией того, как «общество моделирует облик индивидуума»
Из-за действияэтих факторов построение полноценного индивидуального имиджа становилось всоветские годы задачей почти неразрешимой – чаще всего требующейцеленаправленных титанических усилий по доставанию или созданию соответствующейодежды. На эти усилия, безусловно, был способен далеко не каждый. Более того,далеко не каждый был готов взять на себя смелость резко выделяться в своемвнешнем облике, даже в «вегетарианские» времена относительной терпимости кширине воротников и длине пиджаков во время, скажем, хрущевской оттепели. Любойкостюм, сколько-нибудь заметный на общем монотонном пространстве, становилсянемедленной и очень громкой заявкой, по интенсивности сравнимой с тем, каксегодня воспринимаются костюмы некоторых (и даже далеко не всех) особеннорадикальных молодежных субкультур (панков, некоторых разновидностей готов,неонацистов)[13].
Костюмсоветского времени заслуживает отдельных серьезнейших исследований не только всилу самостоятельного интереса темы, но и в силу существования на почтиизолированном советском пространстве поразительных феноменов, позволяющихувидеть в совершенно новом свете многие аспекты практик ношения одежды кактаковой. И, хотя такие исследования уже начаты, в них, на мой взгляд, пока чтоуделено недостаточное внимание годам перестройки, -- и, в частности, 1990 году,когда в вопросе разнообразия/однообразия индивидуального костюма происходилаподлинная смена парадигм. На смену прежнему порядку вещей пришли «новоеразнообразие» и «новое однообразие».
«Новоеразнообразие» отличалось от старого тем, что отпала необходимость соблюдатьсформировавшийся в «брежневскую» эпоху баланс между жесткими социальныминормативами костюма и индивидуальными пожеланиями его носителя: как ужесказано, нормативы стремительно разрушались. На смену строго контролируемомуоднообразию пришла возможность одеваться без оглядки на железные правила (чтодалеко не всегда доставляло радость и зачастую вызывало смущение, неловкость ирастерянность, -- такие примеры приводились выше). Дополнительным фактором«нового разнообразия» стало появление в 1990 году подлинно других вещей, -- привозимых из-за границы или создаваемыхиндивидуально в силу невозможности приобрести желаемое, но, так или иначе,остро отличных от того, что на протяжении десятилетий предлагала гражданамсоветская промышленность. В 1990-м году круг обладателей этих вещей стал расширятьсяблагодаря практикам «самодеятельного» импорта и стихийной торговли.
Проиллюстрировать механизмывозникновения и бытования «нового разнообразия» можно при помощи ситуации,возникшей в 1990-м году со школьной формой. На протяжении десятилетий эта формаказалась совершенно неотъемлемым атрибутом жизни всех представителей молодогопоколения. Школьную форму в Советском союзе носили с семи, а иногда и с шестилет -- и, как минимум, до четырнадцати (ученики, уходившие из школы в ПТУ), ачаще – до семнадцати, а иногда и восемнадцати лет (ученики двенадцатых классовв некоторых республиках СССР). Именно в этот возрастной период человек учитсявоспринимать себя, и потребность в самовыражении становится для него огромной,мучительно острой и системообразующей. В отличие от западных учебных заведений,нередко практикующих ношение формы по сей день
Таким образом, на примерешкольной формы механизмы возникновения «нового разнообразия» видны смаксимальной отчетливостью: младшее поколение, интенсивно выступающее заразрушение старых дресс-кодов; важность самой возможности разнообразия кактаковой, даже при отсутствии возможности или желания полностью воплотить вкостюме индивидуальный образ; стихийность и необратимость происходящихпроцессов; их интегрированность в общесоциальный процесс разрушения прежнихинституций; то, что «ползучая отмена» началась исподволь, задолго до того, какперешла в фазу открытого сопротивления прежним нормативам. И, наконец, дляочень многих разрушение бытовавших структур превратилось не в праздник свободы,а в утомительную повседневную работу: необходимо было постоянно искать балансмежду прежним (теперь невнятным) кодом «униформы с отступлениями» – и новымкодом «успеха»: «Школьной формы внашей школе не было, поэтому постоянно стоял вопрос: “Что надеть?” Что надеть,чтобы угодить и маме, и учителям ... Чтобы подружки позавидовали... И переддетьми побогаче в грязь лицом не ударить...» Таким образом,«новое разнообразие» требовало параллельного возникновения «новогооднообразия», все той же хоть сколько-нибудь понятной общей системы кодов,общего языка одежды, способного обеспечить минимальные коммуникации в новой«вавилонском смешении» позднесоветского костюма.
Один изучастников нашего опроса написал: «Вотличие от сегодняшних тенденций, нужно было быть как все, не выделяться, с ногдо головы быть одетым по стандарту». На фоне описанного выше «новогоразнообразия» эта фраза может показаться парадоксальной, но ничегопарадоксального в ней нет: она сообщает о том, что код «модности» (а именно омодном костюме шла речь в соответствующем вопросе) оказался, как ужеописывалось выше, предельно жестким, причем в отличие от устоявшихся,существовавших десятилетиями кодов «старого однообразия» это «новоеоднообразие» возникало на глазах. К его требованиям надо было приспосабливатьсястремительно, соответствие им требовало серьезного обновления гардероба, что нафоне одновременных дефицита и бедности часто вело к фрустрации. Но с другойстороны, этот код «нового однообразия» был понятным и простым. Практически неставилась сложная задача построения индивидуального имиджа, соответствующеготрудноуловимому «стилю этого года»: достаточно было просто иметь вещь, котораябыла признана «модной», чтобы считаться «модным человеком». Эту вещь частоносили, не снимая -- она играла роль, близкую к роли татуировок или знаковыхэлементов костюма в некоторых субкультурах. Ее, в отличие от более раннихпериодов советской истории, не берегли для торжественных случаев: она быласлишком важна для того, чтобы проводить большую часть времени в шкафу. Важностьсообщения, которое несла модная вещь (выше мы уже писали о распаде ситуационныхкодов одежды, в том числе и кода «парадное/официальное») вела к тому, что ееобладатель ради трансляции этого сообщения был готов терпеть серьезныенеудобства: «…у меня приятельницалисий горжет носила летом. С кожаной курткой». Очень частореспонденты, описывая одежду, вызывавшую у них восхищение или желание обладать,отталкиваются именно от этого принципа единичной, гарантированно «модной» вещи,которой можно было внятно маркировать свой костюм: «Упоительно мечтала о джинсах Avis, а мне почему-то купили Levi's, и ядолго не верила маме, что это настоящие джинсы»; «…черные лосины, которые обязательнобы блестели». Недаром героиня «Зигзага удачи» полагала, что,обрети она такое же белое пальто, белую шапку и белые сапожки, как у соперницы,она бы тоже оказалась красавицей.
В то время,как обладатели одинаковых «советских» вещей испытывали от факта этойодинаковости тоскливую неловкость, обладатели одинаковых, но однозначно модныхвещей ощущали не раздражение от появления на людях в одном и том же наряде, анекоторое единство: «…при всем при томсвитер был не штучной дизайнерской вещью, в городе был как минимум еще одинточно такой же -- у знакомой девушки, мы от этого чувствовали немыслимоеродство душ…». «Новое однообразие» в результате оказывалосьисторически двухслойным. Его «слоем», пришедшим из прошлого, было негативновоспринимаемое однообразие «советской одежды», которую люди были вынужденыдонашивать, потому что у них не было ничего другого, а «слоем» из настоящеговремени – гордая унификация новой, «модной» одежды, нарушаемая лишь некоторымикатегориями лиц -- например, художниками и дизайнерами, способными и готовымисамостоятельно создавать уникальные наряды, или представителями субкультур, --впрочем, строившими собственное, тщательно соблюдаемое однообразие внутри своейгруппы.
Одной,интуитивно понятной, иллюстрацией феномена «нового однообразия», может служитькатегория «импортного». Другой, более интересной и заслуживающей ближайшегорассмотрения, может служить категория цвета в одежде 1990-го года.
Как минимумполовина участников опроса заостряют свое внимание на теме цвета, причем не вкачестве простой описательной характеристики тех или иных элементов костюма, ав качестве самостоятельной ценности, штриха, совершенно необходимого для того,чтобы считаться общепринято-модным: «Одеждамоя того периода запомнилась именно цветовыми воплями -- желтыми и розовыми.Особенных элементов кроя, фурнитуры не вспоминается»; «Главное – хотелосьчего-нибудь яркого, прямо “вырви-глаз”», «Тканей не было таких, какие хотелоськупить – ярких, жутких (но тогда модных) расцветок». В 1990-мгоду тенденция европейской и американской моды -- после «кислотной», нарочитохимической цветовой экспрессии начала и середины 1980-х годов -- началастремительно поворачиваться в сторону цветового лаконизма, царившего напротяжении большей части «монохромных девяностых» с их уважением к черному исерому или, по крайней мере, к костюмам, выстроенным в одной сдержаннойцветовой гамме, -- скажем, охряной, «льняной» (здесь немалую роль сыграла модана экологизм) или сиреневой
Таким образом,разнообразие цвета стало еще одним критерием «нового однообразия» модногокостюма: «Любая цветная вещьстановилась модной»; «…модная вещь обязательно должна была быть безумногоцвета». Для достижения хоть какого-нибудь цветового эффектаиспользовались любые ухищрения: перекрашивание, пришивание ярких заплаток,ношение броских аксессуаров собственного производства (напульсников, которыеотрезались от махровых носков; шейных платков из обрезков ткани)… Особое местов этом процессе «раскрашивания» скучных вещей занимали появившиеся в 1990-мгоду цветные шнурки. Эти шнурки упоминаются по крайней мере в полутора десяткахполученных мною интервью: «шнуркиносили куда угодно и как угодно, с ними можно было пережить даже старыеботинки». Шнурки, в отличие от яркой одежды как таковой, были легкодоступны, -- в крайнем случае, их можно было сделать самим:
И «новоеоднообразие», и «новое разнообразие» одежды 1990 года и практик ее ношения быличастью одной и той же важнейшей проблемы, относящейся к самой сущности костюма.Традиционно костюм
«А НУ-КА,МАМУШКА, БЕГОМ НА ЧЕРДАК!»:ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И САМОВЫРАЖЕНИЕ В КОСТЮМЕ 1990-ГО ГОДА
«Вдруг сейчас поняла, что почти от всех предметов одежды быловпечатление -- "не моё"», -- написала одна из участниц опроса,чем и дала исчерпывающее обобщение рассказам очень многих респондентов о том,как они воспринимали собственный костюм как чуждый: донашиваемый за другими,купленный не по выбору, а по случаю, сшитый из чего попало, -- то естьпо-настоящему чужой, в прямом и переносном смысле слова.
Ситуация, вкоторой создание индивидуального костюма становилось крайне трудоемкой инеординарной задачей, вызывала обычно одну из двух реакций: смирение,исключение собственного костюма из сферы коммуникаций, сознательное илибессознательное принятие решения о «незначимости» одежды (
На тех, ктопринимал решение идти вторым путем, работало то, что в момент распада единогоязыка любое высказывание естественным образом оказывается альтернативным, тоесть выделяющимся на фоне остальных именно из-за отсутствия общего «большого стиля»,основы для сопоставления (чем и отличалось «новое разнообразие»). Такимобразом, одним из общепонятных слов в языке костюма 1990-го года, наряду снекоторыми приводившимися выше, оказалось слово «другой», «иной»,«оригинальный» (в широком смысле); как писала одна из интервьюируемых в ответна вопрос: «Важно ли было, как Вы одеты?» -- «Очень важно и переживательно.Подружки одевались лучше (дороже). Зато я -- более оригинально». Зачастую слово«другой» использовалось по интересной схеме: в свете невозможности сделать припомощи костюма утвердительное индивидуальное высказывание, костюм частоиспользовался для построения того же утверждения методом «от противного». Тоесть для того, чтобы сказать: «Не все остальные». Речь зачастую шла не осознательной альтернативности, а о том, чтобы компенсировать именноневозможность одеваться так, как хочется, в соответствии с самоощущением.Компенсировать чувство собственной «неуспешности» в новом мире, уже описанноевыше. «Чтобы окружающие меня занемодность не дразнили, я придумала гениальную отмазку: мне не нравится быть,как все. Более того, я в неё искренне поверила». Иногда такаязаявка о собственной индивидуальности делалась путем присвоения групповойидентичности, в которой код одежды был более комфортным и легко усваиваемым:
Для выражения«инакости» человека его костюм мог быть намеренно утрированным итеатрализированным, причем практика эта распространялась отнюдь не только набогему, представителей творческой молодежи или субкультур, как это бывает врамках устоявшегося модного пространства: театрализация костюма была необходимадля компенсации за невозможность одеться по желанию при помощи менее экспрессивныхметодов: «Ходил в поношенном папиномпиджаке, но в петлице носил пластмассовую алую гвоздику»; «…наша компанияпыталась создать некоторый "намек на историчность", лично я вышил самметодом "ришелье" три или четыре кружевных ворота…<…> …ручнаявышивка, колет, прочие прелести. Играли, как могли». Иногдапоказная театральность принимала буквальный характер: «Иногда брала в театральной студии костюмы (под платья конца 19 в.) иходила в них»; «Игралось в Машу из "Чайки": "Отчего вы все времяходите в черном? -- Это траур по моей жизни, я несчастна"». Определить,была ли интенция носить «все черное» эстетической или прагматической, трудно,-- как уже указывалось, перекрашивание вещей в черный цвет было одним из самыхпростых и распространенных методов создания костюма, сколько-нибудь пригодногодля носки. Когда один из интервьюируемых пишет: «…вот одноклассник мой как-то в школу в ватнике ходил в порядкеэпатажа», то, вспомнив многократно цитировавшиеся здесь жалобы наневозможность достать теплую одежду, начинаешь предполагать, что эпатажностьодноклассника была в лучшем случае лишь одной из причин ношения ватника.
К откровеннойтеатрализации костюма, конечно, были готовы далеко не все; большинство пыталосьнайти способы менее радикальными методами «индивидуализировать» старые вещи,вынужденно остающиеся в носке. В первую очередь для этого использовался ужеописанный выше хэнд-мэйдинг, но в этих случаях одежда не перешивалась, аукрашалась. Использовались аппликации, вышивка, заплатки; уже упоминавшийсякорреспондент, начавший шить «не от безденежья, а от безысходности», пишет: «…
Совершеннопонятно, что вещи, украшенные и модифицированные своими руками, не выгляделикак созданные профессиональными модельерами. Иногда это подчеркивалось, былосознательной частью высказывания, но чаще эта кустарность раздражала носителякостюма, воспринималась как вынужденный компромисс при невозможности приобрестичто-нибудь «настоящее»: «У одной подруги папа - всемирно известный ученый, понесколько раз в год ездил за границу. Она говорила: "Моя любимая фирма -"Naf-Naf", и я падала в обморок от зависти. Это у нее я"слизывала" плиссированные юбочки с водолазками и "маленькиечерные платья". У нее были "настоящие" рюкзаки, куртки,джинсы…»; «…наш друг умел по швам, по цвету ниток отличить самострок от«фирмы», и вещь сразу браковалась, даже если ты в ней готов был спать отсчастья. Иногда поддельное и смотрелось неплохо, но осадочек оставался».
В наиболеевыгодном положении, безусловно, оказались дизайнеры и художники. Для нихнаступившее «новое разнообразие» оказалось настолько благодатным, что онифактически не замечали существовавшего бок о бок с ним «нового однообразия».Эти люди, всегда страдавшие от ригидности советских дресс-кодов, отобщественного неприятия любой альтернативы в одежде, в 1990 году были счастливывозможности наконец позволить себе реализовать в костюме творческие фантазии,несмотря на необходимость преодолевать мучительную нехватку материалов:
Те, ктооказался способен на фоне нищеты 1990-го года создать себе индивидуальныйкостюм, испытывали гордость совершенно иного порядка, чем уже упомянутаягордость за умение что-нибудь «достать». Они преодолевали не просто окружавшуюреальность, но ее наиболее неприятные свойства; они демонстрировали не просто«новую успешность», но успешность ассертивную, преодолевающие нормативы нетолько бедности, но и нового богатства: «Уменя был удивительный гардероб всех оттенков холодного серого цвета -- сапоги,брюки -- в талию, что было невероятно, замшевая куртка с огромным красивымворотником вроде ламы, который заканчивался где-то у середины бедра (меня тогдатак и называли, если надо было опознать: “Девушка с воротником”)».
Процессвыработки нового языка одежды, новой практики российского городского костюма враннюю постперестроечную эпоху, оказался по многим параметрам изоморфен общемупроцессу выработки опыта жизни в новой реальности: острое желание немедленноотринуть все старое мучило своей практической невыполнимостью; хаос заставлялпроявлять удивительную изворотливость и предпринимать титанические усилия длярешения самых базовых повседневных задач; нарушение устоявшихся жизненныхсценариев нарушало картину собственного «я», мешало понять, какой должна бытьсаморепрезентация в каждый конкретный момент времени; наконец, наличие передглазами вожделенных ориентиров усиливало неприязнь к нищете текущего момента, -но зато распаляло фантазию, заставляло предаваться мечтам о новом мире: мире,где новый человек облачится в новые костюмы, чтобы начать в них новую жизнь.
Новое возникает там, гдеустремления и фантазии требуют большего, чем может предложить окружающаяреальность. 1990-й год был, в самом широком смысле слова, годом, когдареальность форсировала возникновение мечтаний и фантазий, касающихся любых сферсуществования – от элементарного бытового комфорта до принципиально новойсистемы жизни, возникавшей на смену стремительно рушащейся старой системе.«Приземленная» и «высокая» фантазия на фоне свойственным 90-му году тревоге,хаосу и бедности оказывались тесно переплетены и интенсивно подпитывали другдруга: воображение рисовало сцены из жизни, доселе недоступной (и практическинеизвестной) абсолютному большинству обитателей позднесоветского пространства,и эти сцены, безусловно, подразумевали принципиально иные декорации ипринципиально иные костюмы, необходимые для их проживания.
Когда перединтервьюируемыми ставился конкретный вопрос о расхождении мечты и реальности втом, что касалось их одежды 1990-го года, диапазон ответов колебался от:
И все-такиоткровенно «пораженческие» ответы, при всей своей показательности, очень редки.Подавляющее большинство участников опроса рассказывают о своих костюмных«мечтах» подробно и с энтузиазмом, и из их ответов складывается крайнеинтересная картина: в 1990-м году мечты людей, связанные с одеждой, по всейвидимости, были или крайне локальными, скромными, или, наоборот, глобальными.Респонденты вспоминают, что им хотелось иметь конкретные, очень четкоописываемые предметы туалета, или, напротив, о том, как они представляли себесцены из принципиально другой жизни, в которой костюм играл бы принципиальнодругую роль.
Существованиеогромного числа «микрофантазий» вызывалось, по всей видимости, крайнейограниченностью диапазона возможностей, узостью костюмных вариаций времен«нового однообразия». Одна из моих корреспонденток в ответ на вопрос о своихмечтах того времени, связанных с одеждой, пишет: «…была бы возможность, носилабы что-нибудь совсем другое <курсив мой. – Л.Г.>». Буквальнов следующей фразе она продолжает: «…
РАННИЕ ИДЕИ ПОЗДНЕГО БОЛЬШИНСТВА: МОДЕЛИРОВАНИЕ НОВОГОЯЗЫКА КОСТЮМА
Схема распространения инноваций в обществе, созданная Эвереттом Роджерсом
Подавляющее большинствопотребителей в больших городах промышленно развитых стран (приблизительно 80%)относится к «позднему большинству» -- то есть к тем, для кого костюм важен взначительной мере, но все-таки не является одним из главных ориентиров впостроении собственного имиджа; к тем, кто ценит возможность одеваться всоответствии с желанием и настроением, не тратя на заботу о костюме лишних сили размышлений, но при этом выглядеть современно и располагающе. Для «позднегобольшинства» «раннее большинство» и «первопреемники» являются важнейшимиориентирами в мире моды; именно по ним складывается интуитивное понимание того,что сейчас «носят». С «первопреемниками» моды представители «позднегобольшинства» обычно непосредственно не контактируют: этих людей они видят потелевизору, на страницах газет или на сценах концертных залов; они – своегорода «дальние трендсеттеры», их авторитет высок, но влияние лишеноперсонального оттенка; демонстрируемые ими ситуации зачастую тяжело примеритьна себя, они остаются в качестве глобальных ориентиров. Представители «раннегобольшинства», с другой стороны, обычно оказываются среди знакомых, близких илидальних, они нередко проживают ситуации, близкие твоим, что усиливает ихвлияние и их авторитет в качестве законодателей мод; можно сказать, что онислужат «ближними трендсетттерами».
В разговоре оближних ориентирах, то есть о тех, кто был однозначно (по ощущениямвспоминаемого 1990-го года) хорошо одет и кому, если бы была возможность,хотелось бы подражать, впечатляющее число респондентов описывает свое отношениек этим людям как зависть. Причем вежливые оговорки, часто принятые при подобныхвысказываниях («белая зависть», «завидовать по-хорошему») здесь не делаются,зависть не вуалируется, за нее не извиняются и о ней не сожалеют. Из общностиинтонаций создается впечатление, что тогдашняя зависть воспринимается какполностью адекватная реакция на существовавшее положение вещей, реакциянастолько естественная из-за огромного зазора в возможностях говорящего итренд-сеттера, что к ней не примешано чувство вины, -- как если бы это былазависть к героине фильма или принцессе из сказки: «Потрясающий длиннющий шарф… Было завидно, я ей так и говорила»; «Всем импортным “привозным” вещам,которые были у подружек, я очень завидовала»; «У моей одноклассницы родителичасто ездили за границу… У нее было много пар моднючих кроссовок, всевозможныеджинсы, прикольные рюкзаки. Тогда были модны юбки-тюльпаны, с моей точкизрения, уродующие любую девочку. Я радовалась, когда она в такой в школу приходилаJ». Впрочем, самих локальных трендсеттеров эта завистьнередко пугала, омрачая радость от возможности прилично одеться:
Среди имензнаменитостей – то есть глобальных трендсеттеров -- на кого в 1990-м годухотелось бы походить участникам опроса, ни разу не фигурирует ни однаотечественная знаменитость. Называются имена западных музыкантов и киноактеров,персонажей популярных кинофильмов и солистов рок-групп: «Тогда я хотел себе черную кожаную куртку. Но не "косуху", аумеренную косуху, как у солиста группы Depeche Mode»;
Леонтьев, Алла Пугачева) - или, наоборот, их подчеркнутое игнорированиезначения костюма, особую демократичность (как в случае, скажем, Юрия Шевчука).
Второйпричиной равнодушия к собственным звездам была внезапно появившаяся в 1990 годувозможность знакомиться с иными представлениями о моде и стиле по западнымфильмам, число которых в прокате и на видеокассетах резко увеличилось.
По мере того,как железный занавес полз вверх, треща проржавевшими швами, глобальные илокальные тренды внутри страны, переживающей один из своих тяжелейших кризисов,постепенно смыкались. Полулегальный рынок импортной одежды становилсялегальным. Меньше чем через пять лет в российской печати начнутся жалобы наглобализацию и засилье импортной одежды, на потерю традиции русского костюма(якобы магическим образом сохранявшегося в народном сознании в советскиевремена), и несбыточная мечта об импортном цветном рюкзаке будет казатьсяунизительным кошмаром. Параллельно в 1990-е годы начнется интенсивный процессреконструкции отечественной текстильной промышленности, которая сегодня демонстрируетвполне конкурентоспособные модные марки и достаточно успешные стратегии работыс локальным рынком; начнет складываться ситуация, когда отечественную вещьнередко предпочитают определенному диапазону низкокачественных импортных вещей.Приход на рынок большого числа как отечественных брендов, работающих в широкодоступной ценовой категории, так и недорогих западных брендов, рассчитанных на«бюджетный» сектор рынка, позволяетлюбому желающему строить индивидуальный костюм в соответствии с глобальнымимодными тенденциями -- с одной стороны, и с собственными чаяниями – с другой.
Разрушившийсяк 1990-му году язык костюма, возникший в годы советской власти, прошелнесколько тяжелых стадий, но к сегодняшнему дню сменился (по крайней мере, вбольших и средних городах России) сравнительно хорошо структурированным новымязыком, обеспечивающим достаточную легкость коммуникаций. Из этой точки временикостюм 1990-го года, мучения, связанные с его приобретением, неуверенность втранслируемом и считываемом высказывании, одновременные эклектизм иоднообразие, творческая эпатажность и стыдливая бедность тогдашней одеждывспоминаются со смесью гордости и отвращения: то, что пережито, удалосьпережить, то, что отстроено заново, удалось отстроить.
В августе исентябре 2006 года, когда шла работа над этой статьей, в российские магазины,торгующие одеждой крупных западных брендов, начали поступать в полном объемеколлекции осенне-зимнего сезона. Общеизвестный эффект, благодаря которому намировых подиумах периодически демонстрируют ностальгические фантазии на темутех или иных (зачастую совсем недавних) периодов прошлого, на этот разпроявился в глобальных изменениях силуэта: на смену отголоскам романтическихтридцатых, сороковых и пятидесятых годов с их расширяющимся от талии силуэтом,оборками, пастельными цветами и мелкими рисунками, пришли длинные свитеры слюрексом, крупные украшения, мини-юбки, джинсовые костюмы и блестящие леггинсы,-- набор мечты, которую мои корреспонденты описывали в своих рассказах о 1990-мгоду со впечатляющим единодушием и не менее впечатляющим ужасом. День за днем ячитала женские форумы и онлайн-сообщества, в которых приняты обсуждения темы«Что надеть», раз за разом заводила разговоры со знакомыми с целью услышать ихмнение об этом новом тренде, -- и раз за разом получала от тех, кому в 1990-мгоду было хотя бы двенадцать лет, реакцию активного отторжения, неприятия новоймоды: «…не могу надеть лосины, отодной мысли дурно делается», «Только не рукав “летучая мышь”!», «Девочки, а выготовы опять носить свитера с леггинсами? Что-то не могу себя заставить…».Вожделенные атрибуты модности времен 1990-го года в подавляющем большинствеслучаев явно не вызывают у россиянок ностальгии; в то же время на Западе этоттренд выглядит закономерным и принимается рынком на «ура». Не исключено, чтопережившие 1990-й год здесь, в республике бывшего, а тогда еще существующегоСССР, свыкнутся с этим трендом, если он продержится достаточно долго: возникнутновые коннотации, старые ассоциации распадутся, и леггинсы (одежда, кстати, ввысшей степени удобная) на два-три сезона войдут во вполне индивидуальные и вто же время вполне «соответствующие» гардеробы новых модниц. Но пока чтопродавщицы четырех крупных магазинов в «Охотном ряду» объяснили мне, чтолеггинсами практически не интересуются. Черными, импортными, блестящими.
См. также:
Романов П., Суворова М. «Чистая фарца»: социальный опытвзаимодействия советского государства и спекулянтов // Неформальная экономика впостсоветском пространстве: проблемы исследования и регулирования / Под ред. И.Олимпиевой и О. Паченкова. СПб.: ЦНСИ, 2003. С. 148-164.
OushakineS., In the State of Post-Soviet Aphasia: Symbolic Development in ContemporaryRussia / Europe-Asia Studies, Volume 52, Number 6, 1 September 2000, pp.991-1016(26)
SlavenkaDrakulic, How We Survived Communism & Even Laughed, Harper Perennial;Reprint edition (May 12, 1993), pp. 21-32
Ольга Михайловская, “После Берлина взяли моду” /«Коммерсантъ» от 08.06.2005
Лариса Захарова, "Наиболее распространенной являетсяформа прямого пальто с однобортной застежкой": О советской моде эпохи"оттепели" / «Неприкосновенный запас» 2006, №1(45)
[1] См.Исламшина T.Г. и др.Молодежные субкультуры. Казань: КГТУ, 1997; Молодежные движения и субкультурыСанкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ / Под ред. В.Костюшева. СПб.: Норма, 1999; Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры./ М.: ИнститутсоциологииРАН, 2000.
[2]
[3]
[4] Широкие вбедрах, зауженные книзу джинсы турецкого производства с вышитыми на заднемкармане египетской пирамидой и верблюдом.
[5] Подробнее обытовании советского белья и жизненном цикле вещей в целом см., например,статью Ольги Гуровой «Продолжительность жизни вещей в советском обществе:заметки по социологии нижнего белья» / «Неприкросновенный запас» №34 (2/2004).
[6] Подробнее осхемах распределения см.: Осокина Е.А. За фасадом "сталинскогоизобилия": распределение и рынок в снабжении населения в годыиндустриализации, 1927-1941 / М.: Росспэн, 1998; Евгений Скляревский . Эстетикараспределения товаров / «Информационный бум» №67.
[8] Подробно опеределках вещей в советском быту см. Галина Орлова. “Апология странной вещи:"Маленькие хитрости" советского человека” / «Неприкосновенный запас»№34 (2/2004). Там же: Екатерина Герасимова, Софья Чуйкина. “Общество ремонта”.
[9]
[10] О крушениипривычных жизненных сценариев в постсоветский период см., например, И. Кукулин.От перестроечного карнавала к новой акционности, "Новое литературное обозрение"№ 51 (2001)
[11]Дополнительно об отношении потребителя к советскому белью: «История нижнегобелья: ближе к телу», интервью Вирджини Куллудон с культурологом Катей Деготь /Радио «Свобода», 1 апреля 2001 года.
[12] См.,например, Сергей Журавлев, Юкка Гронов, «Власть моды и Советская власть:История противостояния», «Историк и Художник», 2006, № 1 (7). Кристин Рот-Ай,«Кто на пьедестале, а кто в толпе? Стиляги и идея советской «молодежнойкультуры» в эпоху «оттепели»», «Неприкосновенный запас» 2004, №4(36); СлавкинВ. Памятник неизвестному стиляге. М., 1996.
[13] Оботрицательной нагрузке самого понятия «мода» в советском официальном дискурсесм. эссе Льва Рубинштейна «Взяли моду», Еженедельный Журнал, 27.02.02
[14] Причемтакая форма или некоторые ее элементы, - например, галстуки, - могут являтьсяпредметами гордости для учеников.
[15] ИльяКукулин: «Возможность этих вольностей была одним из «паролей» дляпедагогов-либералов и просто либералов в высказываниях о школе в советскоевремя». Ср.: в повести Бориса Васильева «Завтра была война», написанной в конце1970-х про конец 1930-х, директор школы, по советским понятиям, либерал, принявдолжность, сразу же дает указание:
«-- …у насдевочки растут, а зеркало -- одно на всю школу, да и то в учительской. Завтраже во всех девчоночьих уборных повесить хорошие зеркала. Слышишь, Михеич?Купить и повесить.
-- Кокоток растить будем? -- ядовито улыбнуласьВалентина Андроновна [завуч].
-- Не кокоток, а женщин. Впрочем, вы не знаете, чтоэто такое.
Валентина Андроновна проглотила обиду, но письмо всеже написала. Куда следует. Но там на это письмо не обратили никакого внимания,то ли приглядывались к новому директору, то ли у этого директора были защитникипосильнее. <…> …зеркала повесили, чем и привели девочек в состояние постояннодействующего ажиотажа». Цит. по: Васильев Борис, «Завтра была война»,У-Фактория, 2004 г.
[16]
[17]
[18]
[19]